Всем большой привет! Сегодня речь пойдет о VR-технологиях, а точнее — об очках виртуальной реальности. За последние пару лет самые разнообразные компании выпускали самые разнообразные VR-гарнитуры, так, к 2019 году их накопилось настолько много, что непосвященному пользователю крайне сложно выбрать действительно хорошие очки виртуальной реальности. Сегодняшняя подборка призвана как раз помочь вам разобраться во всем этом многообразии, и найти свою золотую иголку в стоге сена.
VR BOX 2.0
Будем постепенно продвигаться от более простых моделей, к более серьезным. Открывают сегодняшнюю подборку, можно сказать, «народные» очки виртуальной реальности для смартфона — VR BOX 2.0.
Совместимость | Смартфон с диагональю экрана от 3.5 до 6 дюймов |
Разрешение | Зависит от смартфона |
Частота | Зависит от смартфона |
Угол обзора | 100° |
Габариты, вес | 200x110x130 мм, 350г |
Любимцами покупателей они стали благодаря приятной цене и на удивление хорошему качеству как исполнения, так и непосредственно картинки. То есть для тех, кто только знакомится с VR-технологиями и не хочет тратить большие суммы, но в то же время не желает сразу же разочароваться в качестве картинки, отлично подойдет именно эта модель. Да, здесь вы не увидите навороченные линзы, и никакой электроники внутри очков также не будет, но качество материалов действительно на хорошем уровне — пластик качественный, ничего не люфтит, не скрипит. Внутренняя прокладка представляет собой поролон, который обтянут сеткой, что сводит на “нет” весь дискомфорт от использования устройства. Регулировка происходит с помощью трех ремней на липучках, и, по словам производителя, с их помощью можно подстроить шлем и под взрослого, и под ребенка. В конструкции присутствуют два ползунка: один позволяет настроить дальность линз, а второй межлинзовое расстояние. Кроме того, в этой модели виртуальных очков используются асферичные линзы, которые исключают искажение изображения. Размер экрана должен быть от 3.5 до 6 дюймов, или же до 83 мм ширины и до 163 мм длины корпуса, а также оснащен гироскопом, для поддержки поворота головы в играх. К недостаткам можно отнести, разве что, невысокий угол обзора, который, однако, присущ практически всем VR-гарнитурам для смартфонов.
Samsung Gear VR (SM-R325)
Более серьезной моделью VR-очков для смартфонов является Samsung Gear VR версии SM-R325, в комплектацию которой входит специальный контроллер Gear VR, о преимуществах которого чуть ниже.
Совместимость |
Galaxy S8, S8+, S7, S7 edge, S6, S6 edge, S6 edge+, Note5 |
Разрешение | Зависит от смартфона |
Частота | Зависит от смартфона |
Угол обзора | 100° |
Габариты, вес | 207x99x121 мм, 345г |
Прежде посмотрим на сами очки. Корпус все также выполнен из твердого пластика, пенный наполнитель со стороны лица, тканевые ремешки на липучке вокруг затылка и верхней части головы — эти и другие элементы конструкции заимствованы от предыдущих моделей и ничего нового из себя не представляют. А вот саму технологию с использованием смартфона, Samsung довели до совершенства. Шлем подключается к телефону по USB, датчики телефона полностью интегрируются в «виртуальное пространство», позволяя вертеть головой, смотреть в разные стороны и т.д. Сбоку имеется дополнительный USB-вывод для подзарядки смартфона прямо в шлеме. Что же насчет контроллера? К слову, это реально удобно. Круглая сенсорная панель служит для взаимодействия с VR-играми и приложениями, по принципу дисплея смартфона, а над ней расположены физические кнопки. Выступает же контроллер в качестве меча, пистолета, отвёртки или любого другого инструмента, при этом поддерживая передачу вращательных движений, а также помогает в выборе элементов интерфейса, и в целом, напоминает аксессуар Nintendo Wii. Работает Gear VR на двух батарейках ААА, которых хватает примерно на 80 часов в виртуальном мире. Сотрудничество с Oculus помогло Samsung создать одни из лучших очков виртуальной реальности на рынке, прежде всего, благодаря аппаратной поддержке. А по количеству контента с магазином Oculus Store соревноваться практически невозможно. Все в Samsung Gear VR хорошо и удобно, кроме одного: здесь нет возможности отрегулировать расстояние между зрачками, что вызовет у некоторых людей дискомфорт. Также к серьезным минусам можно отнести поддержку смартфонов: официально заявлены только смартфоны Samsung. Ну и угол обзора все также не очень высокий, но это, опять-таки, недостаток почти всех VR-очков для смартфонов.
Sony Playstation VR
Очки виртуальной реальности для консолей не отличаются таким многообразием, как те же VR-очки для ПК. Чуть позже остальных компаний, фирма Sony представила свои очки виртуальной реальности — Sony Playstation VR, которые стали самой продаваемой VR-гарнитурой для консолей.
Совместимость |
Playstation
4, Playstation 4 Pro |
Разрешение |
1920×1080 (960×1080 для каждого глаза) |
Частота | 90 – 120 Гц |
Угол обзора | 100° |
Габариты, вес | 277x185x187 мм, 610г |
Но начать я хотел с минусов. За что же ругают VR-очки от Sony? Прежде всего, это — картинка 960 на 1080 пикселей для каждого глаза, что немного портит качество изображения. Особенно это заметно искушенным пользователям. Другой очевидный минус — немалый вес шлема. Гарнитура от Sony весит почти в 2 раза больше тех же Oculus Rift, что добавляет дискомфорта при долгом использовании. Ну и третий, пожалуй самый серьезный недостаток: Sony Playstation VR не будет работать без Playstation Camera. И если для поклонников Sony и Playstation это станет приятной новостью — забытому модулю наконец-то найдется применение, то для остальных эта новость может означать только дополнительные траты. Но перейдем все же и к плюсам. Sony не были бы Sony, если бы не сделали качественный продукт. Низкое разрешение компенсируется частотой обновления экрана 120 Гц, что делает картинку максимально плавной. Настройка PS VR занимает меньше минуты — встроенный помощник заставит вас повертеть головой, настроить угол, ракурс камеры, устроиться поудобнее… и вот вы уже в виртуальной реальности. Приятной особенностью стало наличие встроенных в гарнитуру наушников, что позволяет погружаться в виртуальный мир без использования сторонних аудио-устройств. И к плюсам, и к минусам можно отнести то, что Sony Playstation VR не нужно много свободного пространства. И если хорошо здесь то, что владельцам небольших квартир можно с облегчением вздохнуть, то из минусов — камера теряет пользователя при незначительных наклонах и перемещениях. Поэтому использовать Playstation VR нужно исключительно сидя на диване. В итоге, VR-гарнитура для Playstation пусть и не такая мощная, как конкуренты для настольных ПК, но в то же время она не требует много вычислительной мощности (стандартной версии Playstation 4 вполне достаточно), а также стоит дешевле, что тоже — жирный плюс. Таким образом, Playstation VR — однозначно лучшие очки виртуальной реальности для консолей.
Oculus Go
Всем очкам виртуальной реальности, представленным в сегодняшней подборке, для работы так или иначе необходимо какое-либо передающее устройство, будь то компьютер, приставка или телефон. Всем кроме Oculus Go — модели VR-очков, которые оснащены встроенным процессором Qualcomm Snapdragon 821.
Совместимость |
Самостоятельное
устройство, встроенный процессор Snapdragon 821 |
Разрешение |
2560×1440 (1280×1440 для каждого глаза) |
Частота | 60 – 72 Гц |
Угол обзора | 100° |
Габариты, вес | 190x105x115 мм, 468г |
Несмотря на то, что этот процессор на данный момент уже не самый новый, большинство приложений и игр запускается без проблем. В отличие от других VR-очков, эта гарнитура Oculus Go не имеет 6 степеней свободы. Вы не сможете приблизиться к объекту, чтобы разглядеть его более подробно, а также не сможете перемещаться из стороны в сторону или ходить. Эта технология для беспроводных гарнитур пока находится в разработке. Однако, у шлема Go от Oculus есть встроенный веб-браузер, и главное — оборудование поставляется с библиотекой на 1000 приложений, большинство из которых доступны в Oculus Store. Можно найти много знакомых игр, которые большинство пользователей уже встречали на смартфонах, хотя также есть много новых и эксклюзивных. Срок службы батареи — около 2,5 часов при постоянном воспроизведении игр, но устройство можно использовать и во время подзарядки. В комплекте с VR-очками поставляется контроллер. Управление производится с помощью триггера, который установлен на задней части и работает как кнопка выбора, сенсорной панель для прокрутки, которая расположилась сверху, а также кнопок «Назад» и «Home». Питание осуществляется с помощью пальчиковых батареек АА, что несколько неудобно. Аккумулятор, на мой взгляд, был бы куда практичнее. В целом, Oculus Go — отличный вариант для людей, которые хотят с головой окунуться в виртуальную реальность. Это превосходная альтернатива мобильному VR, которому для работы нужен смартфон, но в то же время, это не VR-гарнитуры для ПК и приставок, которые в сумме с этими ПК и приставками стоят в несколько раз дороже.
Oculus Rift S
VR-гарнитура от компании Oculus плотно закрепилась в своем сегменте на рынке. Oculus Rift в свое время била все рекорды по продажам. И вот, в мае этого года ей на смену пришла модель Oculus Rift S, занимающая нишу между Oculus Rift 1 и Oculus Rift 2.
Совместимость |
ПК.
Минимальные технические характеристики: процессор — Intel i3-6100/AMD Ryzen 3 1200, FX4350; видеокарта — NVIDIA GTX 960/AMD Radeon RX 470; оперативная память — 8 ГБ . |
Разрешение |
2560×1440 (1280×1440 для каждого глаза) |
Частота | 80Гц |
Угол обзора | 110° |
Вес | 380 г |
Что мы получаем на выходе? Есть гарнитура виртуальной реальности, которая во многих отношениях, особенно в отношении доступности, превосходит своего предшественника, но не является скачком вперед на протяжении поколений. Старый добрый Oculus Rift славился своей замороченной установкой. Для его стандартной работы были необходимы 2 внешние инфракрасные USB камеры, а для полного погружения, необходимо было подключить третий сенсор. Прежнее отслеживание с помощью внешних USB сенсоров было упразднено в пользу Inside-Out трекинга. Сам алгоритм обработки изображения, несмотря на опасения, оказался в некоторых случаях даже лучше, чем у оригинального Rift. Размер VR-очков изменяется с помощью колеса на затылке, а с помощью кнопки на нижней части шлема можно отодвигать линзы от лица. Наличие пяти камер на Rift S позволяет передавать стереоскопическую картинку реального мира вокруг пользователя на дисплеи шлема. Это упрощает не только настройку игровой зоны, но и контроль за безопасностью во время игры. Изображение с камер можно вывести на экраны в любой момент с помощью кнопки на контроллере, что упрощает взаимодействие с внешним миром во время VR сессии — если необходимо, например, взять кружку кофе со стола. В целом, Oculus Rift S — это не полномасштабный апгрейд старшей модели. Это, скорее, некий промежуточный вариант, для вовлечения новых пользователей, засчет более доступной цены.
HTC Vive
А замыкает сегодняшнюю подборку, пожалуй, лучшая модель очков виртуальной реальности на сегодняшний день — HTC Vive. Все алгоритмы в этой модели отточены до мелочей, а кроме того есть функции, которые не может предложить тот же Oculus Rift. Разберемся по порядку.
Совместимость |
ПК.
Минимальные технические характеристики: процессор — Intel i3-6100/AMD Ryzen 3 1200, FX4350; видеокарта — NVIDIA GTX 1050Ti/AMD Radeon RX 470; оперативная память — 8 ГБ . |
Разрешение |
2160×1200 (1200×1080 для каждого глаза) |
Частота | 90Гц |
Угол обзора | 110° |
Вес | 520 г |
Начнем сразу с основного минуса для обеспечения работы Вам понадобится довольно мощный ПК, которые сегодня стоят немалых денег. Таким образом, совокупность из ПК и HTC Vive, скорее всего, обойдется вам больше, чем в 100 тысяч рублей. Но что можно получить за эти деньги? Основная причина из-за которой Вы захотите купить HTC Vive -это так называемая «масштабируема комната VR». То есть вы ставите датчики, которые огораживают пространство 2 на 1,5 метра, с диагональю между специальными световыми датчиками — примерно 5 метров, и внутри игры ваши шаги отслеживаются, ровно как и повороты корпуса. Да, звучит потрясающе, но не у каждого в доме найдется свободное пространство с диагональю 5 метров. Когда перемещаясь по виртуальному миру, перед вами возникает сетка, светящаяся синими линиями, это значит, что вы достигли края вашего (реального) мира. Контроллеры имеют плавные очертания, верхняя часть круглая, сенсорная зона под большим пальцем приятная на ощупь, имеет механическое нажатие сверху-снизу, слева-справа. Стики достаточно легкие, управлять ими интересно, но не всегда безопасно: в некоторых играх они могут случайно вылететь из рук (при резких взмахах), поэтому предусмотрены ремешки. Кроме того, в них встроены вибромоторчики, которые срабатывают в разные внутриигровые моменты, вроде перезарядки или удара мечом, что еще больше погружает вас в виртуальную реальность. В целом, HTC Vive — это дорогой спорткар в мире VR-гарнитур. Это дорого, подходит не для всех, но те, кто сможет себе позволить такое удовольствие, точно не пожалеют о покупке.